В своей реальной жизни я как и почти каждый первый или каждый второй гражданин сталкивался с ситуацией когда цена товара при оплате на кассе не совпадает с ценой указанной на ценнике.Возможно в некоторых случаях в действиях продавцов нет злого умысла, а имеет место обычная халатность. Скорее всего вам начнут объяснять, что это новая партия товара, цена от него другая, а ценник просто не успели заменить или это просто кто то что то перепутал и данная ситуация является просто досадным недоразумением.
Но если честно, то это все не считается.
Пункт 1 статьи Закона РФ « О защите прав потребителей» гласит: «.. изготовитель(исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность правильного выбора». Пункт 2 той же статьи дополняет, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации.
В Гражданском кодексе Российской Федерации есть понятие оферта, т.е. задокументированное предложение. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать Вам товар именно по цене, которая в этой оферте указана.
При возникновении подобных случаев я первым делом стараюсь зафиксировать имеющийся ценник при помощи фото и видео съемки, для того что бы иметь на руках доказательства своих слов, если ситуация не урегулируется в процессе переговоров с ответственным за принятие подобных решений лицом и дело дойдет до судебного разбирательства. Так же считаю было бы неплохо или привлечь на свою строну имеющихся свидетелей пусть даже они будут покупателями магазина, спросив их номер телефона и данные и показав ему имеющийся ценник, но правда это вариант для самых «неугомонных, дерзких и резких» покупателей. Мне обычно хватало фиксации камерой телефона и в ситуациях в которые попадал лично я, со мной были мои родные или друзья, которых впоследствии можно было привлечь в качестве свидетелей. На случай если в вашей ситуации не «все однозначно» но вы горите желанием доказать свою правоту, не рекомендую что либо придумывать, начиная от липовых свидетелей и заканчивая имеющейся ситуацией, т.к. в настоящее время практически все торговые площади находятся под видео наблюдением, перепроверить как все было на самом деле и вывести вас на чистую будет не сложно. Так же руководство магазинов, особенно сетевых как правило либо сотрудничает либо имеет в штате группу юристов которые и получают свои деньги именно за то, чтобы магазин не терпел лишних убытков. Вступив в серьезную борьбу с магазином или продавцом вы потеряете как минимум достаточное количество времени и нервов. Плюс не факт что вы сможете выиграть дело в суде, т.к. на стороне продавца скорее всего будет качественный перевес в юридической поддержке, в связи с тем, что нанимать юриста для судебного разбирательства за сумму +- тысяча рублей не целесообразно и затратно.
Если ваше законное требование не удовлетворено, хотя я такой ситуацией ни разу не сталкивался, то надо сделать запись в книге жалоб и предложений о ваших претензиях, а дальше по вашему настрою, судиться или жаловаться или и то и другое. Вопрос в цене вопроса.
Ч. 4 ст. 445 ГК РФ: если сторона, для которой в соответствии с настоящим кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в силу соответствующего решения суда.
Пользуясь случаем, хочу поделиться своей недавней историей из указанной рубрики, которая произошла в одном из крупных сетевых магазинов одежды: при выборе одежды на одного из наших детей супруга обратила внимание на то, что ценник на джинсах которые она выбирала, отличается от ценника на таких же джинсах на 800 рублей в меньшую сторону. В связи с тем, что было все понятно о том, что имеет место просто ошибка продавца и я подозревал что из за этого кто-то из работающих в этой сети не дополучит эту сумму к своей зарплате, а супруга заявила мне что просто переплатить 800 рублей она морально не готова я решил попробовать урегулировать ситуацию путем переговоров и обойтись малой кровью со всех сторон. Опросил продавцов и найдя старшего менеджера магазина, т.е. человека ответственного за разрешение таких ситуаций я вежливо и спокойно сообщил ему, что в зале моя жена приглядела джинсы, но ценник на них явно ниже чем должен быть, посему попросил подтвердить действительно я могу опираясь на ФЗ «О защите прав потребителей» приобрести указанный товар по имеющейся на бирке цене. Старший менеджер по имени Илья, сверив ценник с базой сообщил мне что действительно имеет место ошибка сотрудников магазина, действительно он должен продать мне джинсы по цене указанной на бирке, но наверное будет возражать против этого, на основании того что таким образом он предоставит мне преимущество перед другими покупателями, которые возможно тоже хотели бы приобрести указанный товар за меньшую цену.
На мой резонный вопрос уверен ли он в своей правоте и что будет если я буду решительно и твердо добиваться решения своего вопроса, старший менеджер прогнозируемо ответил, что для таких случаев есть юристы которые и будут дальше работать со мной, после подачи мною претензии. В сложившейся ситуации я не был настроен воинственно из-за цены вопроса и просто из-за того, что старший менеджер вел себя адекватно и просто делал свою работу поэтому чисто по человечески, спросил Илью о том, может ли он сделать какую либо скидку на указанный товар для того что бы мы считали случившееся досадным недоразумением и не тратили свое время на некому не нужные разбирательства. Илья задумавшись на секунду, сообщи, что раз я не катаюсь по полу в истерике, что обычно бывает с покупателями в подобных ситуациях и веду себя достаточно адекватно и вежливо, то он может сделать мне скидку от себя в сумме 25 %, от стоимости товара. Я согласился и пользуясь случаем поинтересовался, о распространении указанной скидки на товары которые мне еще могут приглянуться. Вдохнув Илья сообщил, что да. Узнав о содержании нашего разговора моя «экономная» супруга выбрала еще пару вещей на которые и была сделана на мой взгляд серьезная скидка. Вот так, только путем переговоров не тратя свои нервы и время, не тратя нервы и время своего оппонента можно путем досудебного урегулирования уладить многие вопросы. P.S. По результатам этой ситуации я остался доволен магазином и его старшим менеджером и судя по тому, что Илья на прощанье пожал мне руку с улыбкой, думаю он тоже был на меня не в обиде.