Что делать, если продавец ввёл в заблуждение или магазин утаил информацию о товаре? Перед тем как совершить важную покупку мы стремимся к тому, чтобы узнать о нем всю необходимую информацию, но иногда продавцы утаивают информацию о товаре. Сегодня говорим как раз о таких случаях.
Для начала, предоставление информации о продаваемом товаре — отнюдь не жест доброй воли продавца. Хоть по большей части продавцы-консультанты нужны для того, чтобы продать как можно больше, на них возлагается важная функция — они должны предоставить вам всю информацию о интересующем вас товаре. Также отнюдь не случайно на ценниках и этикетках приводится скоро определенная информация. Все это — обязанность продавца, установленная законом.
Какую информацию продавец обязан указать?
Перечень сведений, которые продавец обязан указать в обязательном порядке, приводится в законе:
- Наименование технического регламента или иное установленное законодательством обозначение;
- Сведения об основных потребительских свойствах товаров
- Цену в рублях и условия приобретения;
- Гарантийный срок, если он установлен;
- Правила и условия эффективного и безопасного использования
- Срок службы или срок годности товаров (работ),
- Адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя и иных ответственных лиц
- Информация о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- Сведения о том, что приобретаемый товар был в употреблении
Все это ,так или иначе, должно быть указано на ценниках, упаковке, где угодно. Эта информация должна быть доступна, и, как правило, указана письменно. Но самое интересное — это предоставление сведений об основных потребительских свойствах. Именно эту информацию должен представить по закону продавец-консультант. Если он этого не сделал, то, выражаясь языком Закона, продавец ввёл в заблуждение. Дело в том, что закон исходит из того, что среднестатистический потребитель не может разобраться во всех тонкостях того или иного товара. И действительно, мало кто разбирается детально в принципах работы холодильника или стиральной машины. Самое главное требование обычно — чтобы охлаждал и чтобы стирала. Но бывает, что покупатель приходит в поисках конкретного товара, обладающего какими-то уникальными свойствами. Например, вы пришли в магазин в поисках аудиосистемы, способной давать бас на весь десятиэтажный дом, и если продавец порекомендует вам аудиосистему, которая в итоге не сможет свести с ума даже ваших ближайших соседей, — это будет непредоставление должных сведений о потребительских качествах. Или другой, более распространенный пример. В последнее время в моду вошла продажа различных очистителей воды. Продавцы таких систем ходят по квартирам и предлагают их купить. При этом, как правило, они рассказывают о чудодейственных эффектах этих приборов, в частности, что они способны лечить диабет и гепатит (хотя это обычные щелочные очиститель воды). Так вот, сообщение таких сведений — яркий пример нарушения обязанности о предоставлении сведений об основных потребительских свойствах. Из практики Московского городского суда – женщина, купившая водоочиститель у себя на дому, доказала, что продавец ввёл в заблуждение и в судебном порядке добилась возврата всех уплаченных денег.
Что делать, если продавец ввёл в заблуждение, не предоставив достоверную информацию?
Во-первых, если вам не была предоставлена информация о правилах и условиях безопасного условия, что привело к тому, что вы сломали купленный товар, продавец все равно несет ответственность. Да, по общему правилу, продавец отвечает только за недостатки, имеющие место до продажи. Но если соответствующая информация о правилах эксплуатации не была до вас доведена — установлено исключение. В таком случае вы можете воспользоваться теми же способами защиты, что и в случае продажи вам товара ненадлежащего качества.
Кстати, именно поэтому продавцы и производители так скрупулезно прописывают все то, что нельзя делать с купленным товаром. И их опасения не беспочвенны, в Америке, например, действительно судятся с продавцами бытовой техники по той причине, что они не предупреждали о том, что в стиральной машине нельзя стирать домашних питомцев, или о том, что нельзя класть хомяков в блендер. Подобные иски, с чуть меньшим градусом абсурдности возможны и в России.
Во-вторых, как уже упоминалось раннее, если в результате непредоставления информации покупатель приобретает товар, не обладающий необходимыми потребительскими свойствами, он может такой товар возвратить, расторгнув договор в разумный срок и потребовав возврата уплаченных денежных средств.